Можно ли молотковой краской красить батареи отопления?
Особенности покраски радиаторов и труб отопления
Покраска батарей — несложный казалось бы процесс, обладающий множеством технологических нюансов, от соблюдения которых зависит итоговое качество нанесенного покрытия. Также ряд требований выдвигается к используемым лакокрасочным материалам, которые мы детально разберем в данной статье.
Вы узнаете, чем красить трубы отопления и как правильно это сделать своими руками. Будут рассмотрены разновидности ЛКМ, особенности их нанесения и технология снятия старого лакокрасочного покрытия.
- Краска для радиаторов — разновидности и рекомендации по выбору
- Какую смывку лучше использовать?
- Мастер класс по окрашиванию радиаторов отопления (видео)
- Окраска батарей отопления — пошаговая инструкция
Выбор краски без запаха
Существует два типа красок на основе воды:
- водоэмульсионные (жидкий полимер в жидком растворителе);
- водно-дисперсионные (твердый полимер в жидком растворителе).
Также обретают все большую популярность молотковые краски. Для них свойственно отсутствие резкого запаха, несмотря на наличие в составе органического фирменного растворителя.
Лакокрасочный состав для окрашивания радиаторов или сантехнических труб должен отвечать определенным базовым требованиям:
- устойчивости к повышенным температурам;
- повышенной стойкости к воздействиям механического характера;
- способности противостоять агрессивным жидкостям при очистке поверхности;
- хорошим водоотталкивающим качествам.
Также желательно, чтобы краска не издавала неприятных запахов при ее нанесении и в ходе эксплуатации окрашенной поверхности.
Отсутствием резких запахов отличаются следующие виды красок:
- акриловые;
- молотковые.
Для алюминиевых радиаторов, если возникает необходимость в их окрашивании, лучше использовать автоэмали в баллончиках. Автоэмали отлично ложатся на алюминиевую поверхность, обладают большой жаропрочностью и теплопроводностью.
Акриловые краски
Кроме отсутствия неприятных запахов, лакокрасочные акриловые составы на основе воды отличаются множеством преимуществ:
- долговечностью, устойчивостью к износу;
- пожаробезопасностью;
- хорошей покрывающей способностью и незначительным расходом;
- быстротой высыхания;
- легкостью и безопасностью нанесения;
- смываемостью невысохшего состава;
- красивым глянцевым видом;
- высокой устойчивостью к влаге.
Недостатки акриловых красок:
- незначительная адгезия при отсутствии грунта;
- некоторые виды красок сильно меняют свои качества за время высыхания (цвет, глянцевость).
Обратите внимание! Если акриловая краска базируется не на водной основе, а на органическом растворителе, неприятного запаха при нанесении лакокрасочного материала и его высыхании не избежать.
Молотковые краски
Молотковые ЛКМ относятся к декоративным эмалям, при нанесении которых образуются шероховатые рельефные поверхности. Внешне окрашенная поверхность напоминает чеканку, полученную в результате ударов молотка по материалу.
При изготовлении молотковых ЛКМ применяются акрилаты, эпоксидные смолы, алкиды, силикон и стирол. Также в состав молотковых смесей входит мелкофракционное стекло, алюминиевая пудра и металлические пигменты.
Благодаря своему составу, молотковые смеси отличаются широким набором положительных свойств:
- отсутствием сильного запаха;
- устойчивостью окрашенной поверхности к высоким температурам (до 80 градусов и выше);
- отличной адгезией;
- высокой устойчивостью к внешним воздействиям (влажности, механическим нагрузкам);
- высокой плотностью ЛКМ, следствием чего является повышенная стойкость к коррозийным процессам;
- быстрым высыханием;
- разнообразием цветовой палитры;
- устойчивостью цвета;
- грязеотталкивающими качествами;
- окрашивать можно даже по ржавчине без предварительной зачистки поверхности.
Основной недостаток молотковых смесей — высокая стоимость.
Выбор краски: какие и почему
При выборе краски обращайте внимание на этикетку: там должна присутствовать фраза «краска для радиаторов отопления». Иногда она написана крупным шрифтом, иногда мелким в разделе «область применения». Если такой фразы нет, лучше воздержитесь от покупки.
И еще: обязательно должен быть указан производитель. Некоторые умельцы практически один в один копируют оформление известных фирм. Но, естественно, «забывают» написать название фирмы. Если производитель не указан, лучше краску не покупать. Иначе вы рискуете получить очень стойкий запах, который сохраняется неделями. Некоторые после такой окраски спасались смывкой, которая пахнет тоже не розами. Они удаляли нанесенные недавно слои, и только после этого запах уходил.
Матовые или глянцевые
Какие краски лучше для радиаторов: глянцевые или матовые? Тут есть две стороны. С одной стороны, при покраске неидеальной поверхности глянцевой краской (например, чугунного радиатора) «вылезают» все изъяны. При ярком блеске они становятся очень заметными. Если использовать матовую, внешний вид становится лучше.
На идеальной поверхности лучше использовать глянцевые или полуглянцевые краски — они не сереют со временем
Но матовые эмали сереют. Это происходит из-за того, что поверхность чуть пористая (из-за того и матовость покрытия), а поры забиваются пылью. Потому для радиаторов и рекомендуют обычно брать глянцевую или полуглянцевую краску.
Краска для чугунных радиаторов
Если красить чугунные радиаторы типа МС-140 глянцевой эмалью, видны все неровности поверхности: блеск еще больше их усиливает. Если взять матовую, она посереет. Тупик? А вот и нет. Вариантов решения проблемы несколько. Выбирайте наиболее подходящий:
- Красить цветной краской. Вообще, с точки зрения дизайна, белые радиаторы нормально смотрятся только на белых или очень светлых стенах. Во всех других случаях их рекомендуют тонировать в тон стен (или на пару тонов светлее/темнее). Так что, если у вас не белые стены, можно покрасить чугунный радиатор цветной матовой краской, и не опасаться, что она посереет со временем. Как один из вариантов рассмотрите использование молотковой краски (см. ниже): из-за образующегося рисунка не видно будет дефектов. О рекомендациях декораторов по оформлению радиаторов читайте тут.
- Если нужна все-таки белая краска, можно покрасить матовой, но смириться с тем, что через пару лет придется перекрасить.
- Еще один способ — выровнять самые заметные ямки при помощи шпаклевки. Используют для этого эпоксидные или полиэфирные автомобильные шпаклевки. Их наносят на очищенный, обезжиренный и покрытый грунтовкой металл. После высыхания зачищают шкуркой, хорошо очищают поверхность от пыли сухой чистой тряпкой, а потом красят. В этом случае и при глянце или полуглянце выглядеть чугун будет неплохо. Времени, правда, такая обработка займет прилично: кропотливое занятие. Но результат того стоит.
Теперь краска для чугунных батарей не будет для вас проблемой — выбираете то, что нравится больше.
Краска для чугунной батареи — нелегкий выбор
Глянцевые или матовые
При выборе краски для радиаторов отопления необходимо выбрать, какого типа поверхность вы хотите получить — матовую или глянцевую. Выбирать надо с учетом типа поверхности. Дело в том, что глянцевая краска подчеркивает неровности поверхности. Красят чаще всего чугунные батареи, а их поверхность далека от идеала. Покрыв ее глянцевым составом, вы только подчеркнете ее несовершенность.
Матовые составы в этом плане лучше — они визуально скрывают многие неровности. Так что это неплохой вариант. Но есть и тут недостаток: матовая белая краска быстро приобретает сероватый оттенок. Происходит это за счет того, что пыль и грязь забиваются в поры, а они у матовой краски широкие. Эта грязь оттуда не вымывается. Выход — свежий слой краски или окраска в цвет, отличный от белого. Разумный выбор — подобрать краску под цвет стен. Сточки зрения дизайна это более верное решение, чем белые радиаторы.
Если на чугунном радиаторе есть узор, глянец его подчеркнет и выделит
Есть еще один выход — заделать неровности радиатора. Делают это при помощи шпаклевки по металлу, можно использовать автомобильную. Сначала удаляется старая краска, ржавчина и другие загрязнения, потом поверхность обезжиривается и затем все неровности заделываются замазкой. После ее высыхания наждачной бумагой со средним, потом с мелким зерном, поверхность шлифуют до гладкого состояния. Потом ее обеспыливают, грунтуют и красят. Вот в этом случае можно смело использовать глянцевые эмали для радиаторов отопления. Если выровнена поверхность тщательно, результат вас обрадует.
Как правильно выбрать краску для радиаторов отопления?
Какой краской лучше покрасить батареи в квартире? Той, которая обеспечит приемлемый конечный результат и соответствует требованиям, предъявляемым к краске для отопительных приборов.
Она должна быть:
- Устойчивой к воздействию агрессивной среды.
- Не истираться.
- Иметь высокую термостойкость.
- Быть не токсичной.
Отвечая на вопрос о том, как покрасить батарею, охарактеризуем подходящие для этого краски от компании Ролакс, производителя заработавшем имя и на украинском и на европейском рынкам.
Водо-эмульсионная краска «Акрил Текс». Легко наносится, обладает хорошей адгезией, устойчива к легкой влажной очистке. Но все же, выбирая, чем покрасить чугунные радиаторы отопления, лучше остановиться на алкидных и акриловых эмалях, отлично подходящих для окрашивания металлических поверхностей.
Акриловая радиаторная эмаль Ролакс специально предназначается для декоративно-защитной покраски новых и обновления старых батарей отопления, внутри помещения. Может наноситься на черные металлы, на поверхности, ранее окрашенные масляными, алкидными и акриловыми красками.
Она имеет ряд выраженных преимуществ:
- Нетоксичный состав.
- Отсутствие резкого, неприятного запаха.
- Легко наносится и быстро сохнет.
- Способна выдержать до 100°C.
- Износостойкая.
- Не желтеет со временем.
- Наносится как непосредственно на металл, так и на старую краску (масляную, алкидную).
- Выдерживает многократное мытье с применением бытовой химии.
- Имеет высокую кроющую способность и отличные адгезивные способности.
Акриловая эмаль для радиаторов наносится непосредственно на батарею и не вызывает ее коррозии. Образует красивое белоснежное очень стойкое покрытие.
Антикоррозийная грунтовка для радиаторов подходит декоративно-защитной покраски изделий и конструкций из черных металлов (железо, сталь, чугун и т.д.). Ее можно наносить прочную ржавчину и на поверхности, ранее покрытые алкидными, алкидно-уретановыми, полиуретановыми, нитроцеллюлозными и другими красками на основе органических растворителей. Имеет высокую термостойкость, кроющую способность и адгезию. Отлично скрывает неровности и дефекты окрашиваемой поверхности.
- Можно наносить прямо на ржавчину.
- Быстро высыхает.
- Обеспечивает надежную защиту от коррозии.
- Устойчива к неблагоприятным внешним факторам.
- Прочная и долговечная.
Такая эмаль образует прочную перламутрово-глянцевую защитную пленку с молотковым эффектом. Некоторые люди предпочитают использовать масляную краску. Такой вариант сегодня применяется редко и почти изжил себя. Недостатки масляного лакокрасочного покрытия в том, что оно долго сохнет и выделяет очень неприятный характерный запах.
Масляные краски
Многие старые радиаторы покрыты масляной краской, но на сегодняшний день этот продукт уже успел потерять актуальность, что связано с множеством недостатков:
- Неприятный, стойкий запах, который выветривается неделями;
- Минимальный срок службы – краска быстро трескается, выгорает, меняет цвет.
При ассортименте, который предлагается на рынке, выбор масляной краски неуместен. Перед нанесением краски потребитель сталкивается еще с одним минусом – сложность снятия устаревшего покрытия.
Молотковая эмаль
Молотковая эмаль дает необычный внешний вид радиатору. В зависимости от пигмента поверхность может выглядеть в виде ударов молотков или других эффектов. Так как окраска неоднородная, то все неровности будут скрыты. Перед покраской необходимо удалить старые слои, зачистить и обезжирить радиатор. Если поверхность ровная и глянцевая, то рекомендуется обработать ее шкуркой.
Можно ли красить батареи
С покраской старых добротных батарей из чугуна проблем возникнуть не должно. Надо лишь грамотно подобрать для них краску. А вот с радиаторами из алюминия или нержавеющей стали ситуация кардинально иная.
Изначально их окрашивают в заводских условиях порошковым методом с термообработкой. Поверх этого лакокрасочного покрытия нанести новый слой ЛКМ дома своими руками проблематично.
Подавляющее большинство производителей отопительных приборов не из чугуна самовольное окрашивание поверхности батареи рассматривают как повод для аннулирования заводской гарантии.
Любое повреждение или отслоение лакокрасочного слоя на только что купленном радиаторе – это производственный брак. Такое оборудование подлежит обязательной замене. Гарантийный срок обслуживания еще никто не отменял.
Эмалевые краски после высыхания создают на поверхности прочный и монолитный слой, воздух через который не способен пройти по определению.
Если кислороду оставить хоть небольшой шанс на просачивание сквозь лакокраску, то о защите металла от коррозии можно будет сразу забыть. А защитные функции – это зачастую основная причина покраски радиаторов.
При этом в паспортах на все батареи отопления присутствует категорический запрет на закрашивание воздуховыпускного отверстия автоматического воздухоотводчика. Если нанести на него краску, то воздух при необходимости из системы отопления спустить будет невозможно. За этим моментом надо обязательно следить при покрасочных работах.
Окраска как алюминия, так и нержавейки на заводах производится порошковыми красящими составами, которые после нанесения “запекаются” в специальных боксах с высокой температурой. Самому дома создать необходимые условия невозможно.
А обычные масляные и иные краски долго на подобных радиаторах не держатся. Из-за низкой адгезии они неизбежно будут отслаиваться от алюминиевых и стальных поверхностей.
Для надежного окрашивания алюминия требуется специальное оборудование для покраски, а также эпоксидные грунтовки и эмали. Все это стоит немалых денег.
Кроме того малейшее несоблюдение технологии неизбежно приводит к отслаиванию нанесенного покрытия. Есть еще вариант с анодным оксидированием, но это опять же технологически сложно и требует определенных познаний.
Если есть успешный опыт окраски кузова автомобиля и соответствующие лакокрасочные материалы, то за окрашивание алюминиевой батареи можно взяться, в противном случае заниматься этим не стоит. Лучше приобрести новый отопительный прибор либо просто закрыть облупившийся декоративным экраном.
Отдельная тема – это конвекторы с частным нанизанным на паре труб оребрением из стальных пластин (“гребенкой”). Такие батареи часто ставились в 1970–80 годах в панельных многоэтажках. Красить сами пластинчатые ребра нельзя. Это приведет к резкому снижению теплоотдачи.
При этом добраться до труб посередине также не получится даже с помощью очень узкой кисточки. Эти поверхности лучше оставить в покое.
На подобных радиаторах обычно имеются заслонки и декоративные экраны из железа. Вот их можно и нужно красить для придания им эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.
Как правильно красить батареи отопления
Важно хорошо подготовить поверхность металла. Особенно если батареи или радиаторы имеют следы коррозии, отслоившуюся старую краску.
Толстое многослойное покрытие, рыхлую ржавчину можно удалить с помощью шлифмашинки или дрели с насадками в виде металлической щётки. Для размягчения старого покрытия можно нагреть его строительным феном или воспользоваться специальными химическими составами — смывками. Размягчённую краску убрать шпателем или скребками.
Затем поверхность следует обработать наждачной бумагой, тщательно очистить от образовавшейся пыли и обезжирить.
Для увеличения срока службы покрытия рекомендуем перед покраской загрунтовать радиатор.
Обычно батареи окрашивают не в отопительный сезон. Исключением является наша краска Радикор — она отверждается и набирает механическую прочность при высокой температуре.
Для окрашивания можно воспользоваться краскопультом, валиком или кистью. Есть специальные виды кистей с изогнутой ручкой для окраски внутренних поверхностей секционных батарей.
Наносить краску рекомендуем в 2-3 слоя. Такое многослойное покрытие надолго защитит металлическую поверхность от коррозии.
С подробной информацией о термостойких красках можно ознакомиться в разделе нашего сайта «Термостойкие эмали по металлу. Вопрос-ответ».