Чем заклеить чугунную батарею отопления?
Прежде чем выяснять, как устранить течь радиатора между секциями или в другом месте, нужно разобраться в причинах возникающих проблем:
- Чугунные радиаторы имеют большой вес и монтируются на прочные крючки. При минимальной погрешности радиаторы проседают под своей массой, а перекос в несколько миллиметров становится причиной образования воздушных карманов. В этих местах начинается коррозия – чугун истончается и через время образуется свищ. Появляется незначительная течь, которую желательно быстро устранить.
- В домах с централизованной системой отопления часто происходят гидроудары, из-за которых иногда текут батареи отопления в местах стыков (особенно это касается биметаллических радиаторов).
- Чугунные радиаторы внутри шероховатые, поэтому на поверхности задерживается всевозможный мусор и посторонние включения: кусочки металла, ржавый осадок и пр. Постепенно каналы начинают забиваться, а ухудшение циркуляции теплоносителя приводит к риску прорыва или появления течи. Это еще одна из причин, почему текут батареи, как чугунные, так и стальные.
- Прокладки и ниппельная резьба – слабые точки отопительных радиаторов, поэтому в этих местах может образоваться течь.
Практика показывает, что течь алюминиевого, стального и другого радиатора появляется не внезапно. Сначала возникают характерные признаки: снижается температура воздуха в помещении, образуется налет на радиаторе, образуются пятна коррозии на поверхности.
Не бездействуйте, обнаруживая эти признаки, а решайте, что делать – батарея уже течет. Если проигнорировать ситуацию, может произойти авария. Также вскоре вы можете обнаружить под радиатором лужицу воды, а уровень влажности в помещении заметно увеличится. Можно самостоятельно заделать течь в радиаторе отопления или обратится к мастерам. Опытный сантехник нашей компании оперативно устранит протечку любого радиатора: алюминиевого, стального, биметаллического, чугунного.
Многих волнует вопрос, если течет батарея кого вызывать? Если проживаете в квартире с центральным отоплением, обратитесь в управляющую компанию или к нам. В остальных случаях можно обойтись без управляющей организации – она вам не поможет.
Виды и причины протечек
Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает прокапывать вода.
Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:
- Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
- Некачественная установка системы отопления;
- Механическое воздействие, грубая сила;
- Коррозированный метал.
В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:
- Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
- Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
- Протечка в районе межсекционных соединений;
- Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.
Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.
Капает между патрубком и магистральной трубой
Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:
- Автомобильный хомутик или проволока;
- Кусок тонкой и гибкой резины.
Порядок действий:
- Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
- Обмотать полоской поврежденную зону;
- Закрепить резину проволокой или хомутиком.
В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.
Пропускает магистральная труба
Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:
- Заполнение водой в межсезонье;
- Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.
Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:
- Нестерильный бинт;
- Цемент;
- Алебастр;
- Емкость для замешивания смеси.
Важно! Алебастр потребуется тогда, когда возможности перекрыть воду нет. Он накладывается первым слоем, так как сохнет быстрее цемента и добавляет надежности повязке.
- Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
- Приготовить полоски длинной 25-30 см;
- Вымочить полоски бинта в смеси;
- Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
- Проводить действия до получения плотной повязки.
Если струя воды хлещет фонтаном
Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.
Течет резьбовое соединение
В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:
- Намочить бинт;
- Обвалять полоски в соли;
- Обмотать повреждения;
- Наложить цементную повязку.
Важно! Соль способна закоксовать место, пропускающее воду.
Течет между секциями чугунного радиатора
Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:
- Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
- Прокладки из гибкой резины;
- Эпоксидный клей;
- Кусочек ткани.
Порядок действий:
Течет из стенок радиатора
Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут. Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи». Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту. Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем
Как подготовить батарею к холодной сварке
Чтобы понять можно ли замазать батарею холодной сваркой и для качественного ремонта чугунной батареи холодной сваркой, ее нужно к этому подготовить. Как же заклеить батарею отопления холодной сваркой:
- Чтобы замазать батарею холодной сваркой, поверхность, которой требуется ремонт, нужно зачистить, используя наждачную бумагу, так как шероховатость повысит уровень сцепления с клеящим составом. Многие спрашивают, а можно замазывать холодной сваркой горячую батарею? Если красить батареи отопления можно горячими, то холодную сварку при горячих батареях лучше не использовать. Температура радиатора должна быть комнатной.
- Затем обезжирить. Частички грязи, и пыли наоборот ухудшат качество склейки.
- При использовании твердой сварки, руки должны быть мокрыми, чтобы состав не прилипал. При использовании жидкого раствора, нужно действовать очень быстро.
- Наносим раствор на ремонтируемую поверхность и не забываем, что лучше не использовать холодную сварку для отопления при горячих батареях.
- Для лучшего сцепления и склеивания нужно зафиксировать место склейки жгутом или зажимом.
- Время отвердения состава от 15 минут до одного часа, это зависит от выбранной марки сварки, после этого его можно обрабатывать, сверлить и т.д. Окончательная прочность также зависит от марки, но обычно она достигается через 24 часа.
Покраска старых батарейных блоков
Содержать систему отопления в надлежащем виде – значит отсрочить необходимость делать ремонт радиаторов. Если батареи не текут и хорошо справляются со своими основными функциями, но краска на них облупилась, то понадобится окраска чугунных радиаторов. Неухоженные конструкции из чугуна покрываются ржавчиной, что неминуемо приведет к протеканию.
Нужно удалить видавшее виды лакокрасочное покрытие при помощи железной щетки, химических соединений для снятия краски. Если батарея демонтирована, можно воспользоваться строительным феном, который «вздует» старую краску, после чего ее легко будет снять. В завершении поверхность зачищается наждачной бумагой и секции становятся как новые. Следующими действиями будут обработка чугуна преобразователем ржавчины, обезжиривание растворителем, грунтовка раствором для металлов.
Для окрашивания чугунного радиатора понадобятся:
- универсальный растворитель или строительный фен;
- наждачная бумага, щетка;
- грунт по металлу;
- антикоррозийное покрытие;
- краска для радиаторов;
- кисти, валики и прочее.
После всех подготовительных этапов радиатор можно красить. Для этого используют специальные кисти для труднодоступных мест. Зоны, которые не видны, обследуют при помощи зеркала. Батарею нужно полностью прокрасить, для этого подойдут губки, валики, распылители. Покраску начинают с внутренних поверхностей, затем красят лицевую часть. Обновленная батарея прослужит еще долгие годы.
Разные схемы
Существует принципиально разные схемы розлива теплоносителя. При верхнем способе розлива предусмотрено вынесение подачи в чердачное помещение дома. При этой системе стояки будут независимыми и их отключают в подвале и на чердаке. При нижнем розливе разводящие трубы на подачу и обратку находятся в цокольном техэтаже. Отсоединять придётся подающий и обратный стояки.
Определяют тип разводки следующим образом: когда в подвале по периметру здания идут горизонтально расположенные две трубы, закрытые теплоизоляционным материалом, розлив нижней схемы. Если труба одна — верхний.
Нужно найти стояк, который идёт к квартире, при этом ориентироваться можно по лестничным маршам между входом и площадкой 1 этажа, а на чердаке — по окнам.
Ремонт боковых стенок секций алюминиевого радиатора
Если на секции образовалась трещина, то поможет только пайка аргоном. Холодная сварка и герметики тут бессильны – они не смогут проникнуть глубоко и надежно зафиксироваться в металле.
Если у вас индивидуальная система отопления, давление в которой не превышает 5 бар, можно использовать автомобильный герметик для радиатора. Но это слишком затратный вариант – герметик недешево стоит, а в систему придется залить его немало.
Если в месте протечки есть точечное отверстие, можно использовать холодную сварку. Главное при этом – чтобы она попала внутрь радиатора. Тогда после затвердевания холодная сварка образует своеобразную пробку и будет хорошо держаться. Для небольших отверстий этот вариант не подойдет.
Отверстие на стенке алюминиевого радиатора отопления. Его вполне можно заделать с помощью холодной сварки.
- С помощью холодной сварки можно заделать отверстия диаметром более 2 мм. Вот полный алгоритм действий:
- Разогрейте кусок холодной сварки под горячей водой (оберните ее в полиэтилен, чтобы избежать контакта с влагой);
- Разомните его;
- Нанесите холодную сварку на отверстие и продавливайте ее внутрь;
- Когда вы будете уверены, что часть сварки находится во внутреннем канале радиатора – снимите остатки с наружной стороны.
Как покрасить чугунную батарею под старину
Для того чтобы придать радиатору вид старинного обогревателя, необходимо правильно подобрать цвет и фактуру краски. Например, можно попытаться оформить батарею в виде изделия из цветного металла, латуни или меди. Для этого потребуются специальные наполнители, имитирующие медную поверхность. Красить придется, как минимум, в четыре-пять слоев, с промежуточной полировкой каждого. В результате получается чугунная батарея, очень похожая на медный теплообменник, используемый для обогрева 150-200 лет назад.
Старинные радиаторы водяного отопления зачастую имели декоративные узоры, на поверхности обязательно делались надписи производителя, ставились клейма и прочие атрибуты индивидуального производства. Все это можно попытаться воспроизвести с помощью вырезанных из фольги наклеек.
Декор придется клеить на защищенную чугунную поверхность с помощью термостойких клеевых композиций, например, эпоксидной смолы. После покраски чугунные батареи будут очень похожи на старинный радиатор.
4 Как избавиться от протечки – контакт батареи и стояка
Если батарея отопления течет в месте соединения со стояком, и вы не знаете, что с этим делать, то для устранения поломки достаточно вновь отсоединить и соединить приборы системы отопления. Перед этим слейте из батареи всю воду и перекройте стояк. Так вы не затопите квартиру.
Затягивание крана Маевского
Затем открутите гайку, которая удерживает соединения батареи и стояка. После этого удалите с резьбы старый лен. Выполнять каждый из этапов нужно очень аккуратно, стараясь не переусердствовать. Особое внимание уделяйте гайке, ведь если она старая, то может лопнуть. Чтобы уплотнить соединение, используйте новый лен. После этого гайку нужно закрутить обратно.
Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления
Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.
Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.
Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:
- Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
- Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
- Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.
За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.
Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.
- Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.
Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками
Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:
- металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
- для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
- для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
- растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
- один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
- бинт или полоски ткани;
- гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
- ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.
Внимание! При экстренном ремонте вместо хомута используется кусок тонкой резины, вырезанный из автомобильной камеры или эластичного резинового бинта и проволока для фиксации.
Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников.
Фото 2. Приготовление раствора для промывки чугунного радиатора, в него добавляются сода и лимонная кислота.
Ремонт и чистка при протечке батареи
Действия по устранению дефекта зависят от его локализации и серьёзности поломки. Во всех случаях ремонт начинается с подготовки рабочего места.
Внимание! Если течь значительная, вызывайте аварийную бригаду. Попытки стянуть хомутом трещину под давлением опасны для здоровья, поскольку могут привести к разрыву радиатора.
Последовательность работ при ремонте стыков секций:
Если для ремонта стыка чугунных радиаторов вместо хомута используется резина, намотайте её на область протечки и стяните проволокой при помощи пассатижей.
Справка! Хомут без предварительного нанесения герметика используется для быстрого устранения незначительной протечки. Прорезиненая основа обеспечивает герметичность соединений.
Если свищ образовался на чугунной поверхности, для ремонта на зачищенное и обезжиренное место нанесите холодную сварку методом вдавливания. Нестандартный вариант решения проблемы — вбейте в отверстие деревянную пробку или вкрутите саморез, сверху замажьте герметиком.